Реклама
Архивы
Мета

Яндекс ИКС 40




Регулировка клапанов ВАЗ своими руками

Регулировка клапанов ВАЗ своими руками

Регулировка тепловых зазоров клапанов ВАЗ своими руками, с фото отчетом пошаговых операций.

regulirovka-klapanov-а По просторам СНГ ездит еще много классических «Жигулей» 01-07 моделей. Владельцы этих автомобилей или пенсионеры, для которых эта машина уже полноценный член семьи или молодые люди, которые по материальным возможностям не могут пока позволить себе приобрести автомобиль подороже. Для них и написана эта статья. Зачем обращаться за помощью к чужому дяде, если можно реально выполнить ремонт автомобиля самостоятельно.

Чтобы самостоятельно отрегулировать тепловые зазоры клапанов газораспределительного механизма, нужны два рожковых ключа №13 и №17 с длинными рычагами и толщиной около 8 мм и регулировочный щуп толщиной 0,15 мм. Раньше специально продавались такие ключи и щуп в наборе для регулировки клапанов.

regulirovka-klapanov Ключи, конечно можно применить и другие, но при стандартной толщине появляется опасность слизывания граней регулировочных болтов и контргаек, а при небольшой длине ключа сложно отпустить и затянуть контргайку регулировочного болта. 

По щупу особый разговор. Делюсь личным опытом. Для приобретения щупа необходимо брать с собой в магазин микрометр. И покупать щуп только после замера его толщины. Из двадцати щупов, на которых написано 0,15 мм, после замера оказалось, что только два соответствуют написанному значению. Лучше выбрать два щупа: один 0,15 мм, другой 0,14. С двумя щупами очень облегчается процесс регулировки. Щуп желательно покупать такой как на фото – с отверстием для пальца. Таким щупом пользуются все профессионалы. При работе по регулировке руки в масле, а усилие для протягивания щупа в зазоре большое. Щупом без отверстия будут получаться заведомо увеличенные зазоры. В такой ситуации можно воспользоваться щупом 0,14 мм.

Для регулировки клапанов двигатель должен быть холодный (20-250С). Вначале производятся подготовительные работы.

Снимаем корпус воздухоочистителя, отвинчиваем трос привода воздушной заслонки пускового устройства (трос «подсоса») и заворачиваем трос вниз, чтобы не мешал. Выворачиваем все свечи зажигания. Снимаем стопорную пружинную шайбу кронштейна привода дроссельной заслонки. Отсоединяем кронштейн от шарика рычага карбюратора и опускаем вниз к коллектору.

regulirovka-klapanov_pбregulirovka-klapanov_px

Снимаем крышку распределителя зажигания вместе с высоковольтными проводами и убираем ее в сторону. 

regulirovka-klapanov3

Отвинчиваем 8 болтов крышки головки блока цилиндров и снимаем крышку. Для облегчения снятия этой крышки нужно отогнуть два фиксатора крепления шланга на вакуумный усилитель и жгута проводов. Вывести шланг и жгут вверх, затем равномерно поднимая крышку головки блока цилиндров, снять ее.

Вставляем на место пусковую рукоятку или ищем ключ № 38 для проворачивания коленчатого вала.

Перед регулировкой клапанов нужно отрегулировать натяжение цепи привода механизма газораспределения.

Ключом на 13 отпускаем колпачковую гайку натяжителя цепи. При отпускании гайки плунжер натяжителя освобождается с характерным щелчком. Если щелчка не было, значит или цепь еще не растянулась, или завис плунжер натяжителя. Для освобождения плунжера достаточно постучать молотком по корпусу натяжителя. Проворачиваем несколько оборотов коленчатый вал и следим за цепью. Останавливаемся в момент наибольшего сопротивления и наибольшего натяжения цепи (натяжение цепи можно контролировать пальцем в месте сбегания цепи со звездочки). Затягиваем колпачковую гайку – регулировка завершена.

Для облегчения регулировки зазоров клапанов рекомендую взять маркер и выполнить разметку на корпусе распределителя зажигания. Делается это следующим образом.

Проворачиваем коленчатый вал до верхней мертвой точки поршня первого цилиндра. При этом должна совместиться метка на шкиве коленчатого вала с последней большой меткой на крышке привода распределительного вала (метки зажигания и в.м.т.). Положения поршня первого цилиндра можно проконтролировать через свечное отверстие тонкой отверткой. Ставим маркером метку на корпусе распределителя зажигания строго напротив наружного контакта ротора распределителя зажигания (см. фото метка 1). 

regulirovka-klapanov2

Медленно проворачиваем коленвал на половину оборота (1800) и контролируем верхнюю мертвую точку поршня третьего цилиндра отверткой. Отмечаем на корпусе распределителя метку 3. Напротив метки 3, строго противоположно по диаметру ротора отмечаем метку 2. Проворачиваем коленчатый вал на половину оборота (1800), до совпадения метки на звездочке распределительного вала (круглая метка зенковка) с продольной меткой на корпусе подшипников распределительного вала. 

regulirovka-klapanov4

В этом положении можно отметить на корпусе распределителя зажигания метку 4. Она должна находиться точно напротив метки 1, поршень четвертого цилиндра в верхней мертвой точке.

Весь смысл регулировки заключается в установке зазора между кулачком распределительного вала и рычагом привода клапана 15 в положении, когда поршень находится в верхней мертвой точке и кулачек максимально отведен от рычага 15. Рычаг 15 одним концом опирается на сферическую головку регулировочного болта 17 и удерживается пружиной 16, а другим, имеющим специальную выемку для удерживания рычага на клапане, опирается на торец клапана. В головку цилиндров ввернута втулка регулировочного болта 17. Регулировка производится посредством завинчивания (зазор увеличивается) или отвинчивания регулировочного болта (зазор уменьшается). Регулировочный винт стопорится контргайкой 18. 

regulirovka-klapanov6

Таким образом, чтобы отрегулировать тепловой зазор клапана, необходимо отпустить контргайку 18, вставить щуп 0,15 мм между кулачком распределительного вала и рычагом привода клапана и вращать регулировочный болт 17, поступательно перемещая щуп в зазоре, пока щуп не будет выходить с усилием.

 regulirovka-klapanov_n

  • Перед регулировкой тепловых зазоров клапанов обязательно проверить все пружины 45, удерживающие рычаги привода клапанов. Пружины должны стоять без перекосов и осевых смещений на всех рычагах. Устранить перекосы и выставить осевое положение пружин.regulirovka-klapanov7

Подготовительные работы закончены. Поршень четвертого цилиндра в верхней мертвой точке. Метка на звездочке распределительного вала (круглая метка зенковка) совмещена с продольной меткой на корпусе подшипников распределительного вала.

regulirovka-klapanov8 Приступаем к регулировке зазора 8 кулачка  4 цилиндр (отсчет клапанов начинается от передней части двигателя) и 6 кулачка 3 цилиндр. Смазанный маслом щуп 0,15мм, вводим между 7 и 8 кулачками до упора, затем при движении щупа в обратную сторону, одновременно смещаем щуп вправо, в зазор между кулачком и рычагом привода 8 клапана. При вытягивании щупа наполовину, он уже полностью должен находиться по ширине в зазоре под 8 кулачком. Для протягивании щупа в зазоре необходимо приложить значительное усилие, чем больше – тем лучше.

  • Увеличенные зазоры в этом механизме газораспределения могут привести к выбиванию рабочей поверхности рычагов привода клапанов и кулачков распределительного вала. Происходит это потому, что рычаг привода клапана расположен консольно на головке регулировочного болта, опирается на клапан и не имеет оси, какую имеют коромысла рычагов на «Волгах» и «Москвичах». Поэтому, при увеличенном зазоре, на больших оборотах, появляются ударные нагрузки.

В качестве эксперимента, были проверены тепловые зазоры, установленные на заводе- изготовителе, на нескольких новых автомобилях ВАЗ. Щуп трудно вводился в зазор и вынимался с очень большим усилием. Поэтому, для облегчения регулировки я и применяю щуп 0,14мм. Усилие перемещения этого щупа ощутимое, но можно сказать, он с небольшим усилием должен перемещаться взад-вперед. После такой регулировки, при проверке щупом 0,15мм и получается нужное усилие перемещения щупа.

Если при проверке, щуп перемещается очень легко – нужно отпустить ключом №17 контргайку регулировочного винта, а ключом №13 отвинчивать регулировочный болт, при этом, не вынимая щуп из зазора. Проворачивая регулировочный болт, щупом постоянно проверяем усилие перемещения.

regulirovka-klapanov9

Если со щупом 0,14мм появляется ощутимое усилие перемещения щупа, но его свободно, без заеданий можно перемещать взад-вперед, удерживаем ключом №13 регулировочный болт, а ключом №17 затягиваем контргайку. После этой операции снова проверяем зазор щупом 0,14 мм. Если после затяжки контргайки усилие не изменилось, проверяем зазор щупом 0,15 мм. Если этот щуп со значительным усилием проходит в зазоре, регулировка зазора восьмого кулачка завершена. Точно так же регулируем зазор на шестом кулачке.  Если зазоры восьмого и шестого кулачков отрегулированы и проверены, проворачиваем пусковую рукоятку на половину оборота (1800). Наружный контакт ротора распределителя зажигания переместится на ¼ оборота и  должен совместиться с меткой 2 на корпусе распределителя зажигания. Поршень второго цилиндра в верхней мертвой точке.

  • В этом положении распределительного вала нужно острым кернером нанести метку на звездочке распределительного вала напротив продольной метки на корпусе подшипников распределительного вала. Это необходимо для облегчения следующих регулировок.

В этом положении регулируются зазоры 4 кулачка второго цилиндра и 7 кулачка четвертого цилиндра.

regulirovka-klapanov10 

После регулировки  и проверки зазоров 4 и 7 кулачков проворачиваем пусковую рукоятку на половину оборота. Наружный контакт ротора распределителя зажигания  должен совместиться с меткой 1 на корпусе распределителя зажигания. Поршень первого цилиндра в верхней мертвой точке.

  • кернером наносим метку на звездочке распределительного вала напротив продольной метки на корпусе подшипников распределительного вала.

В этом положении регулируются зазоры 1 кулачка первого цилиндра и 3 кулачка второго цилиндра.

regulirovka-klapanov11

После регулировки  и проверки зазоров 1 и 3 кулачков проворачиваем пусковую рукоятку на половину оборота. Наружный контакт ротора распределителя зажигания  должен совместиться с меткой 3 на корпусе распределителя зажигания. Поршень третьего цилиндра в верхней мертвой точке.

  • кернером наносим метку на звездочке распределительного вала напротив продольной метки на корпусе подшипников распределительного вала.

В этом положении регулируются зазоры 5 кулачка третьего цилиндра и 2 кулачка первого цилиндра.

regulirovka-klapanov12

После регулировки  и проверки зазоров 5 и 2 кулачков регулировка тепловых зазоров клапанов ВАЗ считается законченной. Можно еще раз пройти по кругу, уже ориентируясь на новые нанесенные метки на звездочке распределительного вала, проверить зазоры на всех кулачках. После этого ставим новую прокладку  и закрываем крышку головки блока цилиндров. И проводим работы по сборке в обратной последовательности.  Как видите, можно выполнять сложные регулировки автомобиля своими руками.

Возникнут вопросы по ремонту автомобиля – пишите vecher56@yandex.ru .

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники

Оставить комментарий