(Ford Scorpio 2.0i двигатель N9D 1990г.в.)
Заменой подшипника насоса ГУР пришлось заняться после появления в районе генератора стука при запуске двигателя.
На оборотах выше 2000, стук исчезал, появлялось слабое гудение. После снятия ремня и проворачивания шкива насоса ГУР обнаружился заметный люфт подшипника. Так как цена нового насоса в настоящее время в пределах 100$, а насос с разборки, как раз и вышел из строя после полугода работы, было решено заменить подшипник. В сети было найдено несколько сайтов по ремонту насоса ГУР, но как всегда насос оказался не такой, как в статьях.
Разборка насоса ГУР:
- Шприцом 20 см3 выкачать все масло из бачка ГУР.
- Снять приводной ремень, ослабив натяжитель накидным ключом.
- Отвинтить два болта крепления шкива насоса ГУР и завинтить вместо них два болта М8х50. Эти болты нужны для фиксации шкива монтировкой, чтобы отвинтить оставшиеся два болта. Снять шкив с треугольного фланца.
- Ослабить хомут, снять шланг. Отвинтить штуцер с трубкой. Ключ для штуцера рожковый на 16, пришлось использовать разводной.
- Отвинтить три болта М8 крепления насоса.
- Насос тщательно очистить от масла и грязи.
- Зажать насос за корпус в тиски, расположив треугольный фланец шкива вверх. Фланец посажен методом горячей запрессовки. В некоторых статьях описан метод снятия с помощью зубила и молотка. Но таким методом можно угробить насос не начав разборку. Поэтому фланец был снят съемником с тремя лапами.
- После снятия фланца, перевернуть насос другой стороной и отвинтить шесть болтов крепления крышки насоса.
- Для разборки насоса приготовить чистую сухую поверхность, на которой поочередно будут выкладываться снимаемые элементы.
- Сделать из стальной проволоки диаметром 1,2-1,5мм два г-образных крючка для снятия ротора насоса со шлицов вала.
- Тонкой отверткой или щупом переместить все лепестки ротора к центру (утопить в ротор). Вставить крючки в щелевидные отверстия между ротором и эллиптическим барабаном, повернуть крючки под ротор и аккуратно вытащить ротор из барабана. При снятии ротора придерживать лепестки, чтобы не высыпались (предварительно, шприцом обильно смочить лепестки маслом АТФ – они прилипнут к ротору и не будут вываливаться). Лучше этой операцией заниматься вдвоем. Лепестки должны стоять на своих местах и менять их местами или переворачивать нельзя. Отложить ротор в сборе с лепестками на подготовленную поверхность.
- Отметить положение эллиптического барабана относительно корпуса насоса (нанести риски острым шилом или иглой на барабан и корпус насоса). Вытащить два направляющих стержня и снять эллиптический барабан и положить к ротору.
- Отметить положение прижимного фланца относительно корпуса насоса (нанести риски острым шилом или иглой на барабан и корпус насоса). Снять прижимной фланец и положить к остальным элементам насоса на подготовленную поверхность.
- Для снятия вала насоса необходимо перевернуть и закрепить насос подшипником вверх. В данном насосе стопорного кольца, фиксирующего подшипник не оказалось. Подшипник был зафиксирован развальцовкой корпуса насоса в верхней части подшипника. Пришлось ножовочным полотном поднимать развальцовку. Для выпрессовки вала была подобрана металлическая втулка (отрезок трубы) с внутренним диаметром чуть больше наружного диаметра подшипника. Насос был помещен в тиски – с одной стороны (от подшипника) втулка, с другой стороны латунная пластина и посредством сжимания тисков производилась выпрессовка вала с подшипником. Третья часть завальцовки крепления подшипника все-таки отломилась. Поэтому пришлось изобретать способ фиксации подшипника, но об этом далее.
- Закрепить вал насоса в тисках и съемником снять подшипник. У снятого подшипника был полностью разрушен сепаратор.
- В новом подшипнике 6203 аккуратно поддеть тонкой отверткой пыльник, снять его и добавить смазки Литол-24 (смазки не было совсем). Пыльник установить на место.
- Закрепить вал насоса в тисках, и с помощью оправки на внутреннюю обойму подшипника, слегка нагретый газовой горелкой подшипник, посадить на посадочное место вала.
- Сальник, в разобранном насосе, в удовлетворительном состоянии (заусениц на рабочей поверхности нет, пружина хорошо прижимает юбку сальника к валу.) На валу в месте работы сальника поверхность зеркальная, без повреждений. Поэтому сальник не менялся.
- Для фиксации подшипника в корпусе насоса на расстоянии 4мм от дна посадочного места подшипника просверлено отверстие диаметром 3,2 мм и нарезана резьба М4. Отверстие специально смещено от центра подшипника по высоте, так как по центру подшипника расположена беговая дорожка – это самое тонкое место обоймы. Ана наружной обойме подшипника в 4мм от нижнего края, болгаркой с диском 1,2 мм, был сделан пропил глубиной 1,0-1,5 мм (на утолщенном месте обоймы).
- При установке вала в корпус насоса подшипник ориентируем пропилом к отверстию. Запрессовываем вал в корпус и фиксируем подшипник винтом М4 подходящей длины. Предварительно конец винта был заточен на конус для лучшего проникновения в пропил обоймы подшипника.
- Закрепить корпус насоса в тисках.
- Нагреть газовой горелкой треугольный фланец шкива градусов до 200-250С и установить на посадочное место вала.
- Перевернуть корпус насоса в тисках и начать сборку в обратной последовательности.
- Все детали насоса хорошо промыть растворителем и протереть насухо. Ротор с лепестками можно промыть только снаружи. Лепестки в масле хорошо держатся внутри ротора. Проверить, чтобы все лепестки легко двигались в пазах ротора.
- Установить прижимной фланец в корпус насоса, ориентируясь на нанесенные метки.
- Установить направляющие стержни эллиптического барабана.
- Установить эллиптический барабан, ориентируясь на нанесенные метки.
- Аккуратно установить ротор с лепестками на шлицы вала.
- Провернуть вал несколько раз. Вал должен вращаться плавно.
- Поставить на место крышку насоса и закрепить ее шестью болтами М6.
- Поставить насос на место и закрепить тремя болтами М8.
- Присоединить шланг и зажать хомут.
- Присоединить и зажать штуцер с трубкой.
- Установить шкив на треугольный фланец и закрепить болтами.
- Залить в бачок ГУР АТФ до уровня и прокрутить несколько раз насос за шкив в направлении вращения коленвала двигателя.
- Поставить на место приводной ремень и запустить двигатель автомобиля.
- Покрутить несколько раз руль от упора до упора, чтобы прокачать систему.
- Проверить отсутствие течи.
На этом ремонт по замене подшипника насоса ГУР своими руками можно считать завершенным. Ничего сложного – желание, минимум слесарных навыков и повышенное внимание.
Спасибо за информацию! Буду делать на выходных
Ответить