Транцевые колеса-пантограф, своими руками.
Фотоотчет по изготовлению, своими руками, компактных транцевых колес, в основу конструкции которых заложен принцип пантографа.
В этом году купил лодку Kolibri KM-300DL Light и лодочный мотор SUZUKI DF2.5. Вес снаряженной лодки с мотором и рыбацкими принадлежностями около ста килограмм. Поэтому пришлось задуматься как, не прилагая больших усилий, транспортировать лодку к воде по рыхлому песку.
Поиск транцевых колес начался с просторов Интернета. Но тысячи конструкций основывались на одной идее – крепежный кронштейн, нога, колесо. Не очень надежно и громоздко.
Но потом я зашел на сайт beachmaster.co.nz и был просто в восторге от предложенных там транцевых колес. На сайте новозеландского производителя предлагались транцевые колеса оригинальной конструкции Beachmaster (пляжный мастер). Надежность и компактность колес не вызывала сомнений. На предложенных на сайте видео можно убедиться, что транспортировка лодок побольше габаритами и весом, чем моя – просто детская забава. Но мой восторг быстро угас, когда я зашел в Дополнительную информацию – Цены и магазин. Цена девайса 185,00 EURO с доставкой 220 EURO, но с доставкой в Германию, Данию, Финляндию или Францию. Начался новый штурм инета по поиску представительства Beachmaster или магазина, торгующего его продукцией. К сожалению поиск не увенчался успехом, но по запросу Beachmaster я попал на сайт rybalka.com и прочитал статью Валерия из Киева ник Dvorkyn «Транцевые колеса или «Reinvent the wheel». В статье описывается изготовление транцевых колес по конструкции новозеландского производителя, но с применением литых колес меньшего диаметра – 200 мм и шириной шины – 46 мм. Соответственно все размеры конструкции были изменены. Колеса Валерия получились еще компактнее и легче, чем оригинальные, но мне такая конструкция не очень понравилась из-за малой ширины шины. Я рыбачу на водохранилище Красный Оскол, берег – сосновый лес и рыхлый песок. А по рыхлому песку, да с поворотами между деревьями, колеса шириной 46 мм будут узковаты.
Решил повторить конструкцию Валерия, но с применением колес размером 4.10/3.50-4 диаметром 263 мм и шириной 80 мм.
Заказал в интернет-магазине колеса Модель 4.10/3.50-4 диаметр 263 мм, диаметр оси 16 мм, диск (центр) колеса изготовлен из листовой оцинкованной стали методом штамповки, ступица оси колеса – симметричная.
Изготовил из прочного картона круг диаметром 263 мм и начал подбирать размеры опорного кронштейна и углов «бумеранга». Конструкция из картона была практически готова, но вечером я зашел в комментарии к статье Валерия и обнаружил еще одну статью «Транцевые колеса» Виталия из Запорожья ник vitalionp.
Виталий разместил в статье пошаговый фотоотчет изготовления транцевых колес моего размера той же конструкции. За основу были приняты чертежи Виталия.
И Валерий, и Виталий прислали мне на почту чертежи своих девайсов, за что им огромное спасибо!
Изготовление началось с поиска нержавеющей стали 3 мм. Выписал с OLX лист нержавейки 960 х 250 мм.
Для продолжения работы необходимы: металлическая линейка, транспортир, чертилка по металлу, циркуль, маркер для CD дисков, и небольшая болгарка (УШМ-диск 125). Ну и соответственно диски к УШМ толщиной 1,2-1,6 мм. Для сверления отверстий нужен сверлильный станок или электродрель.
На листе нержавеющей стали, с помощью маркера, размечаются детали. Чертежи для моего размера колеса я размещаю ниже.
Чертеж самой крупной детали – опорного кронштейна.
Чертеж вилки для транцевого колеса.
Бумеранг и планка пантографа.
Фиксатор пантографа в нижнем положении.
Замки крепления опорного кронштейна.
Детали аккуратно вырезаются с помощью УШМ. Резать нужно, оставляя линии разметки. Затем на наждачном станке все детали зачищаются и подгоняются по размерам.
Первая трудность – как согнуть опорные кронштейны. Пришлось отрезать два фрагмента уголка 65 х 65 и просверлить в них, с одной стороны, отверстие под болт М14.
Далее, все просто. Зажимаем уголки в мощные тиски, закладываем между ними кронштейн, по линии изгиба. Зажимаем в тиски деталь по линии изгиба и зажимаем болт М14 стягивающий уголки. Чтобы не повредить молотком боковину кронштейна, применяем проставку из толстого алюминия или другого мягкого металла.
В этом же приспособлении гнутся и вилки для транцевых колес.
Комплект деталей для сборки транцевых колес.
В чертежах отсутствуют две детали. Это скобы для надежного крепления фиксаторов пантографов и планки ограничители пружин. Они изготавливаются из нержавейки толщиной 1,0-2,0 мм. Размер подбирается по месту, в зависимости от толщины применяемых фторопластовых или капроновых шайб между деталями. У меня шайбы толщиной 0,8-1,0 мм. В оригинальной конструкции вместо скоб приварены уголки. Чтобы не применять сварку, пришлось изготовить скобы.
На фото эти детали помечены красными стрелками.
Подбор пружин возврата фиксаторов зависят от Вашей фантазии и наличия.
Болты для крепления опорных кронштейнов нержавеющие, подбираются по толщине транца. Гайки, входящие в отверстия опорного кронштейна, изготавливаются из обычных нержавеющих гаек М8. На длинный винт зажимается сразу четыре гайки, винт зажимается в патрон дрели и обтачиваются напильником или на наждаке весь комплект гаек, до нужного размера. Эти гайки должны свободно входить в отверстия кронштейна без люфтов.
Отверстия под замки крепления опорного кронштейна нужно размечать по месту.
В отверстие кронштейна вставляется собранный болт с круглой гайкой. Замок вставляется между головкой болта и круглой гайкой, выбирается положение для хорошей фиксации болта замком и размечается отверстие для крепления замка.
Отверстия под втулки фиксации бумерангов также размечаются по месту.
Пантограф собирается, вместо колеса ставится ось. В верхнем положении он должен сразу правильно складываться и фиксироваться. В нижнем положении, нижняя планка пантографа располагается параллельно основанию опорного кронштейна, втулка бумеранга (резьбовая заклепка) вставляется в один из вырезов фиксатора пантографа и маркером или ручкой размечается отверстие на бумеранге.
Так размечаются все бумеранги, сверлятся отверстия и закрепляются резьбовые втулки фиксаторов. После этого пантографы разбираются и собираются с применением фторопластовых или капроновых шайб между всеми, движущимися частями. У меня прокладки выполнены просечками из боковины капроновой канистры от моторного масла.
На ступицы колес моего размера чудесно, с натягом подошли пыльники шаровых опор «Москвича 2140». После сборки проверяем работу механизма. Вверх колесо поднимается за верхнюю дугу вилки. Когда колесо коснется площадки опорного кронштейна вилка немного опускается вниз, чем и обеспечивается фиксация колеса в верхней точке. Пантограф сам себя фиксирует. Для опускания колеса вниз, нужно немного приподнять вилку за дугу вверх. Колесо под своим весом должно опуститься в нижнее положение и со щелчком зафиксироваться.
На фото колесо зафиксировано в верхнем положении.
Колесо зафиксировано в нижнем положении.
Колеса собраны и готовы к установке.
Для крепления транцевых колес на транец, из плотного картона изготавливается точный трафарет нижней части опорного кронштейна. От центра транца размечаются две вертикальные линии по центрам установки колес. Горизонтальные линии размечаются с помощью транцевого колеса, разложенного в нижнее положение. От верха колеса до днища лодки должно быть 25-30мм. По полученной разметке скотчем приклеиваются трафареты. По трафаретам, тонким сверлом, сверлятся отверстия в транце.
Затем отверстия рассверливаются под размер метчика для применяемого болта. В транце нарезаются резьбы под болты. Болты завинчиваются на место. Опорные кронштейны колес должны свободно садиться на болты. В этом положении замеряется размер фасок под круглые гайки. Гайки должны входить в кронштейны до верхней плоскости площадки кронштейна. А так как толщина кронштейна 3,0 мм, а высота гайки около 7,0 мм, то в транце нужно просверлить фаски глубиной 2,5-3,0 мм.
После этой операции все замки опорных кронштейнов должны закрыться с небольшим натягом. Болты вывинчиваем, смазываем герметиком, ставим на место и фиксируем гайками с внутренней стороны транца.
В июле лодка в течение месяца эксплуатировалась с транцевыми колесами.
В верхнем положении колеса не выступают за верхний срез транца и совершенно не мешают управлению двигателем. В нижнее положение легко переводятся одной рукой и фиксируются сами. Широкие шины обеспечивают легкий ход по сыпучему и рыхлому грунту.
Фото с водохранилища.
Изготовление транцевых колес своими руками не так уж сложно, как кажется.
Для желающих повторить конструкцию Валерия или Виталия, с удовольствием поделюсь чертежами. Моя почта: veher56@yandex.ru или vecher956@gmail.com