Новый способ ремонта передних амортизаторов скутера спустя четыре года и двадцать четыре тысячи пробега после публикации первой статьи
В этой статье был описан ремонт амортизаторов с применением минералополимерной композиции («холодной сварки»). Через два года опять появились все признаки протекания масла. Минералополимерная композиция не обладает достаточной твердостью и износостойкостью, поэтому кромки раковин со временем оголяются и начинают разрушать сальник. Замена сальника в такой ситуации, только частично и на короткое время решает проблему.
Возможно «холодная сварка» плохо переносит работу в морозное время года, так как скутер, в моем случае, эксплуатируется ежедневно, в любое время года.
Разборка амортизаторов достаточно подробно описана в первой статье, поэтому здесь не описывается.
Для восстановления рабочей поверхности амортизатора его необходимо хорошо вымыть.
Вот так выглядела поверхность амортизатора перед ремонтом.
Для удаления остатков «холодной сварки» и для лучшей адгезии с оловянным припоем нужно тщательно очистить раковины на рабочей поверхности. Для выполнения этой работы я применил слесарно-инструментальную машину «Гном» советского производства. «Гном» представляет собой мощную бормашину с гибким валом и набором шарошек различной формы и диаметра для обработки металла.
С помощью «Гнома» все раковины были очищены.
После очистки трубу амортизатора нужно хорошо обезжирить растворителем и нагреть газовой горелкой градусов до 80С. При такой температуре трубу рукой не удержать, поэтому работать нужно в толстых чистых перчатках или рукавицах.
Очищенный амортизатор имеет следующий вид.
Последовательно каждую раковину промазываем паяльной кислотой (хлористый цинк ZnCl2 ), сразу залуживаем и заполняем припоем ПОС-90 (Sn 90%, Pb 10%), ПОС-61 (Sn 61%, Pb 39%) или зарубежным аналогом Sn63Pb37 (олова 63%, свинца 37%).
Для заполнения раковин использовался паяльник 90 Вт. Если паяльник начинает долго прогревать раковину и припой становится матовым и ложится пластинками – нужно снова прогреть трубу горелкой. Таким образом заполняются все ранее зачищенные раковины. Нельзя оставлять в раковинах незаполненных участков – кратеров. Лучше пусть припой заливается «горкой» над раковиной – это потом легко исправляется.
После пропайки всех раковин нужно дать трубе остыть. Для получения ровной рабочей поверхности амортизатора необходимо изготовить инструмент для снятия лишнего припоя. Этот инструмент представляет собой латунную или бронзовую пластину 80х40мм толщиной 0,8-1.0 мм. Одну узкую сторону нужно заточить и согнуть пластину по диаметру амортизатора, как показано на фото.
Прижимая, изготовленный скребок, к окружности амортизатора снимаем все излишки припоя с рабочей поверхности. Хорошо протираем растворителем рабочую поверхность амортизатора и проходим скребком еще раз.
При проведении рукой по рабочей поверхности не должно ощущаться неровностей и задиров. Полировать рабочую поверхность можно только вручную. Я допустил ошибку – решил отполировать амортизатор на станке, на войлочном кругу с пастой ГОИ. Но при такой полировке быстрее полируются поверхности из припоя. При этом образуются ямки в местах, заполненных припоем. Пришлось запаивать их снова.
При сборке было замечено что поршень амортизатора болтается в цилиндре с ощутимым люфтом.
На поршне расположено разрезное капроновое кольцо. При сжатии кольца пальцами до исчезновения зазора в месте разреза, оно утопает в проточке поршня. Для устранения такой неисправности, кольцо было снято и в проточку на поршне намотано 0,5-0,7 мм ФУМ ленты толщиной 0,2мм.
После такой операции кольцо было установлено на место. При сжатии до исчезновения зазора кольцо выступало из проточки на 0,5мм.
Перед сборкой поршень и цилиндр амортизатора были смазаны маслом. С небольшим усилием и прокручиванием поршень вошел в цилиндр амортизатора. В цилиндре движется без особых усилий, люфт полностью отсутствует.
После сборки амортизатора его наружная рабочая поверхность была смазана ЛИТОЛ 24.
Для защиты сальников от грязи и песка, сверху на амортизаторы были установлены гофры от передних амортизаторов JAWA 638. Гофры устанавливаются на посадочные места плотно, без всяких переделок с помощью автомобильных хомутов. Единственный недостаток – немного великоваты по длине, но это не критично, так как полный ход амортизатора всего 60 мм.
На этом ремонт передних амортизаторов скутерасвоими руками, по новой технологии считается законченным.
Очень выросла эффективность амортизаторов после ремонта (в результате уплотнения поршневых колец).