Реклама
Архивы
Мета

Яндекс ИКС 40




Реле регулятор напряжения.

Как проверить в домашних условиях.

Реле регулятор напряжения сложный электронный прибор. Как проверить реле регулятор описано в этой статье.

rele-reguliator

Реле регулятор выполняет в автомобиле и мотоцикле функцию стабилизации  бортового напряжения в заданных пределах, в зависимости от частоты вращения ротора генератора, температуры окружающей среды и электрической нагрузки.  Он регулирует уровень зарядки аккумуляторной батареи и поддерживает нормальную работу всех бортовых электроприборов. Регулятор измеряет напряжение на аккумуляторной батарее и включает или отключает напряжение, питающее обмотку возбуждения генератора. Такой принцип  работы реле регулятора во всех схемах автомобилей и мотоциклов с генераторами переменного тока.  Причиной неустойчивой работы реле регулятора может быть повреждение или окисление контактов  в измерительной цепи регулятора, так как эта цепь проходит от аккумулятора на клемму (15, 61,ВЗ, В, БВ) регулятора через клеммы предохранителей, замок зажигания и другие контактные соединения. Перебои может вызвать и плохой контакт между корпусом регулятора напряжения и массой автомобиля. Поэтому первое, что нужно проверить – это напряжение на этой клемме (15, 61,ВЗ, В, БВ – в зависимости от типа регулятора), при включенном зажигании. Напряжение не должно отличаться от напряжения,  замеренного на плюсовой клемме аккумулятора. Этого недостатка были лишены электронные, не заслуженно забытые регуляторы советских времен РН-3, РН-4, РН-5. В этих регуляторах был специальный измерительный вывод, который соединялся непосредственно с плюсовой клеммой аккумулятора.

На схеме генератора мы видим три силовые обмотки Y1, Y2,Y3, в которых и генерируется переменный ток, и трехфазный силовой выпрямитель, который преобразует переменный ток в постоянный. Но на выводах силовых обмоток напряжения не будет, если не подключить постоянное напряжение от аккумулятора на обмотку возбуждения. По схеме это осуществляется через замок зажигания на вывод 15 генератора  и клемму “Б” реле регулятора. Через  клемму “Ш” реле регулятор в нужный момент соединяет другой вывод обмотки возбуждения с массой (т.е. минусовым проводом аккумулятора). Обмотка возбуждения расположена на роторе генератора и является электромагнитом постоянного тока. При вращении ротор создает вращающееся электромагнитное поле, которое пересекает проводники неподвижных силовых обмоток статора и индуцирует в них переменный ток с частотой вращения ротора.

generanor_shema

Для проверки реле регулятора его нужно снять с генератора вместе со щеткоткодержателем (если он встроен в генератор, например Г-222 или 17.3702) и собрать схему для проверки.

proverka JA112V

Лучше всего для проверки использовать блок питания постоянного тока с регулируемым напряжением от 10 до 15В. Для контроля напряжения  необходим вольтметр постоянного тока  с пределом измерения до 15В и контрольная лампочка 12В  3-21 Вт с патроном.  Так как у большинства автолюбителей регулируемого  блока питания не окажется, можно использовать зарядное устройство для 12В аккумуляторов с емкостью  55-60Аh с возможностью регулировки зарядного тока. Но тут также есть свои подводные камни. Дело в том, что у современных зарядных устройств с защитой, на выходе не будет напряжения, пока не подключен аккумулятор. В таком случае придется подключить аккумулятор, как на схеме.

Вместо блока питания можно использовать два аккумулятора 12В, включенные последовательно, но это должны быть обслуживаемые аккумуляторы с перемычками между банками сверху аккумулятора. Напряжение каждой банки 2В, так что регулировка получится ступеньчатая -12В-14В-16В. Аккумуляторы можно взять старые, у которых не хватает емкости крутить стартер, но есть возможность зажечь лампочку.

Можно просто соединить десять больших круглых батареек по 1,5В последовательно. В этом случае шаг регулировки будет 1,5В. Минус подключаем в схему, а плюс – один конец проводника подключается в схему, а другой переключается между восьмой,  девятой и десятой батарейками. Но контрольная лампочка, в этом случае, должна быть не больше 12В 3 Вт.

Собираем схему и подаем сначала 12В на реле регулятор, лампочка должна загореться. Начинаем повышать напряжение. Если вольтметр показывает от 12 до 14.5В лампочка должна гореть. При повышении напряжения выше 14, 5В лампочка должна погаснуть. Реле регулятор исправен. Если лампочка не загорается от 12 до14.5В или не гаснет при напряжении больше 14,5В реле регулятор можно выбросить.

Проверять реле регулятор можно без разборки щеточного узла. Лампочка в этом случае подключается к графитовым  щеткам.

proverka JA212А

Методика проверки такая же. Интегральные реле регуляторы ремонту не подлежат и если лампочка при напряжении  больше14.5В светится в половину накала или мигает – регулятор неисправен и подлежит замене.

Есть еще один очень важный момент, который нужно знать. Реле регулятор – это электронный выключатель, который в нужный момент подает напряжение на обмотку возбуждения генератора. Только в одних реле регуляторах (в интегральных «шоколадках») этот выключатель переключает соединение «минуса» аккумулятора с выводом обмотки возбуждения , а «плюс» приходит напрямую на другой вывод. А в реле регуляторах РР310Б,  РР310В,  РР380,  РР362  переключается «плюс», а минус подключается на обмотку возбуждения в генераторе – провод со щетки на массу. Эти реле регуляторы устанавливаются на борту автомобиля,  вне генератора и от выводов «Ш» и «ВЗ» (в РР380 выводы «15» плюсовой регулируемый и «67» минус) идут проводники  на щеточный узел генератора. Поэтому при проверке реле регуляторов  РР310Б,  РР310В,  РР380,  РР362 и подобных лампочка подключатся между клеммами  «Ш» или «67» и «минусом аккумуляторной батареи.

proverka 591.3702-01

Преимуществом бортовых реле регуляторов является доступность и меньшие трудозатраты на проверку и замену. Если бортовой реле регулятор вышел из строя в пути, его можно временно заменить  лампочкой 12В  21св. Просто провода «15» и «67» отключают от неисправного регулятора и подключают к ним лампочку. Таким образом, можно в темное время суток добраться до гаража и не вывести из строя аккумулятор. Таким же образом можно проверить работоспособность  генератора. Если при подключении лампочки вместо регулятора, при работающем двигателе снять клемму с аккумулятора и двигатель продолжает работать, генератор исправен.

Во всех мотоциклетных реле регуляторах также один вывод обмотки возбуждения подключен к «массе», а на другой подается «плюс» через  регулятор. Поэтому схема для проверки такая же, как у автомобильных «бортовых» (последняя схема статьи).

Как видите, в проверке реле регулятора напряжения ничего сложного нет. Нужно только определиться какой регулятор у Вас стоит, и по какой схеме его проверять.  Советую проверять новые, только что приобретенные регуляторы. Качество очень низкое. При проверке новых из десяти четыре оказались не рабочими. Это касается и «шоколадок» и бортовых. Если будут вопросы или сложности – обращайтесь, постараюсь помочь.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники

5 комментариев на “Реле регулятор напряжения.”

  • Владислав says:

    Прекрасная статья о проверке реле регулятора. То что надо! Спасибо!

  • Иван says:

    Спасибо! Помогли разобраться с поломкой! Но всё же выкидывать ничего не надо! Не засоряйте планету!!! Регулятор можно починить, имея паяльник и наличие магазина или рынка в городе с радиодеталями, просто отпаять и впаять другой элемент ничего сложного!!! В однотипных регуляторах всегда ломается всё одно и тоже!

  • Бурмистр says:

    При проверке регулятора я112в описанным методом в этой статье всё ОК. При подаче тока 12В лампочка горит, при увеличения до 15В лампочка гаснет. После установки на машину этот регулятор НЕ работает. После установки нового купленного регулятора в сборе со щётками, генератор Г-222 заработал хорошо. Такая проверка это ведь не 100% гарантия работоспособности регулятора? В чём может быть проблема? У кого какие мысли…

    • Практически 100% гарантия. Если не работает, значит неисправность в проводниках щеток (нет или пропадает контакт с самой щеткой) или в длине (изношенности) щеток. Или окисление и плохой контакт самих площадок интегрального регулятора.

  • Замечательная статья и полезная. Я,сам эл-к и понимаю,что она действенная и правильные коментарии, я уверен, что многим пригодиться.Благодарю автора за статью и простоту её изложения.

Добавить комментарий для Валерий Черкашин